|
Адаптация к детскому саду
|
Адаптация детей к дошкольному учреждению
Адаптация – период привыкания ребенка к новым условиям жизни.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение все-гда сопровождается опреде-ленными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, ребе-нок постепенно приспосаб-ливается к влиянию окру-жающей среды. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с которым он чувствует себя комфортно, т.е. нет точек соприкосновения с близкими.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений:
• строгий режим дня,
• отсутствие родителей в течение девяти и более часов,
• новые требования к поведению,
• постоянный контакт со сверстниками,
• новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного,
• другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. У большинства детей период адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния, а именно:
- изменяется эмоциональное состояние: появляется напряженность, беспокойство или заторможенность (ребенок много плачет, иногда стремиться к эмоциональному контакту со взрослым, но, в большинстве случаев, раздраженно сторониться их и сверстников;
- часто нарушается аппетит и сон (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый, многие дети отказываются от еды);
- проявляются более глубокие функциональные расстройства: повышается температура тела, изменяется характер стула (первые признаки расстройства желудка), может появиться сыпь на коже. Ребенка из ДОУ не выводить!
- наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков (дома просится на горшок - в саду этого не делает, дома есть самостоятельно – в детском саду отказывается);
- снижается интерес к предметному миру, игрушкам, ко всему окружающему;
- падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом;
- ребенок подвергается риску инфекционных заболеваний из-за контакта с другими детьми. В период адаптации ослабевают энергетические силы, нарушается сопротивляемость организма, ребенок быстро заболевает. Дети обычно заболевают тем, к чему были склонны ранее (если ранее болел гриппом, ОРВИ, то заболевает пневмонией, если жаловался на уши, заболевает отитом). То есть заболевания приобретают более сложные формы.
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Для этого нужны:
• знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей,
• подготовительная работа в семье,
• выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду
Факторы, влияющие на характер привыкания ребёнка к условиям дошкольного учреждения:
возраст ребёнка; состояние здоровья; сформированность опыта общения;степень родительской опеки.
Рекомендации родителям
Если ребенок начал ходить в детский сад…
1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.
3. Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.
4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях малыша.
5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
7. Не перегружайте ребенка новой информацией.
8. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы.
Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями
1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
3. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
4. Принесите в группу свою фотографию.
5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
6. Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
7. После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
8. Устройте семейный праздник вечером.
9. Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.
10. Будьте терпеливы.
Радуйтесь Вашему малышу!
|