Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Структурное подразделение детский сад «Соколенок» с. Верхнее Санчелеево государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы с. Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области реализует программы дошкольного образования



Главная
Новости
Актуальные темы
Визитная карточка
Наш сад
Локальные нормативные акты СПДС
Наша жизнь
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Готовность к школе


Первый раз в первый класс!

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необхо-димый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школь-ной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. 
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позво-ляющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
4) хорошее развитие фонематического слуха.
 Исходя из теоретических взглядов Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера при оценке готовности ребенка к обучению в школе, Н.Г. Стародубова выделяет следую-щие составляющие:
 1.Интеллектуальная готовность (наличие основных представлений о природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного, наглядно-схематичес-кого мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных обобщений).
 2. Волевая готовность (сформированность определенного уровня произволь-ной регуляции поведения и деятельности).
 3. Мотивационная готовность (наличие познавательной активности, желание за-нять новую позицию - позицию школьника).
 4. Коммуникативная готовность (развитие умения вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством учебной деятельности)
Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физическойпедагогической и психологической подготовки.
          В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению?
Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет ма-ло инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают зат-руднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Что же означает психологическая готовность ребенка к школе?
От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учеб-ные успехи и психологическое самочувствие.
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок дол-жен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это педа-гогическая готовность к школе.
Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать д/з – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недоста-точно.
Социальная готовность
У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень позна-вательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учить-ся. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым зна-ниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внут-ренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, мини-мальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам дея-тельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и соци-альную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться су-щественно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает по-ложительное отношение к школе.
Личностная готовность
Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита про-извольность. Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсив-ность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уро-вень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, вык-рикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».
Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному воз-расту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ однок-лассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.
Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это долж-но пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет. Но у неко-торых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная само-оценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддерж-ки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сфор-мированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспевае-мости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказывается отвечать у доски и с места. Ребенок скорее готов прослыть лентяем и хулиганом, чем неуспешным в учебе, поэтому «забывает» дома учебники, тетради, дневники.
Интеллектуальная готовность
Мы уже упоминали о навыках счета, письма, но на самом деле, развитие этих навыков невозможно без сформированности основных психических функций. На по-роге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:
- Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в дея-тельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
- Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно назы-вать слова еще несколько раз и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.
- Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (мани-пулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипу-лирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображе-ния групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Продолжает совершенствоваться восприятие.
- Воображение: становится активным – произвольным. А также воображе-ние выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет рас-тущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.
  А социальная, личностная и интеллектуальная готовность представляют собой психологическую готовность к школе.
  
Советы родителям.
Заранее:
·                     Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
·                       Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему поси-деть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребен-ку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
·                     Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
·                     Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, пере мены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.
·                     Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
·                     Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить. 
Впервые дни занятий
                 Начало школьной жизни– трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.
Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и вол-нение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.
      



 
© 2009 Структурное подразделение детский сад «Соколенок» с. Верхнее Санчелеево государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы с. Верхнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области реализует программы дошкольного образования